«Боинг» представил в НАСА свое предложение о концепции лунного судна, которое, по утверждению компании, вернет американцев на Луну в 2024 году с «наименьшим количеством возможных шагов».
По приказу президента Трампа НАСА работает над доставкой американских астронавтов на Луну к 2024 году. С конца сентября космическое агентство запрашивает предложения по использованию системы лунных кораблей для человека, которая будет использоваться в этой программе под названием «Артемида».
На сегодняшний день НАСА получило одно официальное предложение, а именно предложение по сотрудничеству, от Blue Origin Джеффа Безоса, Lockheed Martin и Northrop Grumman. Сообщается, что SpaceX тоже работает над чем-то, но ничего формального им пока обнародовано не было. Теперь мы можем добавить еще одного игрока в микс, поскольку вчера Боинг представил предложение по интегрированной системе «человек-земля» (HLS).
Ключевые аспекты этого предложения включают в себя один запуск через систему космического запуска НАСА (SLS) — также разрабатываемый компанией Boeing — интегрированный спускаемый аппарат, который будет сближаться с астронавтами, ожидающими на лунной орбите, и этап спуска, способный самостоятельно доставлять себя с лунной орбиты на поверхность.

Концептуальное изображение, демонстрирующее интегрированную систему «Человек-Земля» компании Boeing после запуска ракеты SLS.
По утверждение представителей Боинга, единый запуск SLS интегрированных Descent Element и Ascent Element призван упростить миссию и повысить безопасность экипажа. Аэрокосмическая компания заявляет, что ее план потребует пяти «критических событий», а не 11 или более, как указано в конкурирующих планах.
План Boeing зависит от завершения SLS Block 1B (версия SLS, которая будет использовать два пятисегментных твердотопливных ускорителя), которая в настоящее время разрабатывается на NASA в Michoud Assembly Facility.
Когда их попросили прокомментировать, может ли Falcon Heavy от SpaceX служить подходящей заменой, представитель Boeing сказал Gizmodo, что это маловероятно. Пресс-секретарь сказал, что Falcon Heavy «имеет гораздо меньшую грузоподъемность, чем SLS Block 1B». «Наша конструкция HLS снижает риск, сохраняя посадочный блок в одном куске для одного запуска, а не разбивая его на более мелкие части для установки на небольших пусковых установках, добавив, что риски для миссий были бы повышены, если бы небольшие сегменты были запущены в нескольких миссиях, что потребовало бы спускаемого аппарата в космос.

Концептуальное изображение, показывающее элемент взлета с космонавтами внутри, отбывающих с поверхности Луны.
«Мы выбрали стратегию «Самые короткие шаги на Луну », потому что именно туда нас привели инженерные разработки», — сказал представитель.
«Этот подход также был руководящим принципом для успешного полета человека в космос. Это означает использование самой способной ракеты, что означает «Система космического запуска».
Ну, «самая способная ракета», пока технически еще не существует, а программа SLS сильно отстает от графика, и ее первый запуск запланирован на 2021 год.
План Боинга также добавит некоторую гибкость миссии Artemis, не говоря уже о потенциальной экономии средств, в том, что астронавты смогут вылететь на лунную поверхность либо с Лунных ворот (что является текущим планом), либо с космического корабля НАСА «Орион». Это означает, что предлагаемые Лунные Врата стоимостью 504 млн. долл. — еще предстоит построить форпостом на лунной орбите — не является обязательным требованием для программы Artemis. Эта стратегия обеспечит «самый быстрый путь к лунным полетам, обеспечивая при этом надежную платформу, которая может выполнять весь спектр исследовательских задач НАСА», — считает Боинг.
Еще одно ключевое преимущество стратегии Боинга заключается в том, что этап спуска сможет самостоятельно транспортировать себя с лунной орбиты на поверхность, не требуя дополнительной третьей ступени, а именно космического буксира.
Для разработки системы HLS Boeing будет опираться на технологии, разработанные для его космического корабля Starlineer CST-100, включая двигатели, материалы и автоматизированную систему посадки и стыковки (Starliner похож на космический корабль NASA Orion и способен перевозить экипажи до семи человек). По словам представителя Boeing, первый спускаемый аппарат Boeing будет использовать гиперголическое топливо и будет одноразовым, что означает, что Элемент снижения будет оставаться на лунной поверхности.
Заглядывая в будущие миссии Артемиды, более поздние Boeing «будут использовать другие источники топлива и включать элементы многократного использования», сказал представитель.
Излишне говорить, что все зависит от того, какую компанию NASA выберет для строительства посадочного аппарата Artemis — решение, которое мы должны ожидать в ближайшие месяцы.
