Летающие машины (автомобили)… Мечта создать такой гибрид начала тревожить умы изобретателей наверное с самых первых дней развития автомобилестроения и авиации. Давайте заглянем в историю и удивимся невероятной изобретательности инженеров, пытавшихся (иногда безуспешно) создать автомобили, которые могут летать.
1. Автолёт Кёртисса (Curtiss AutoPlane)
Автолет Кёртиса — это первый в Мире летающий автомобиль, реально существовавший и созданный инженером Гленном Кёртиссом в 1917 году. Перемещался автолет по земле с помощью пропеллера, укрепленного ссади, а вот взлететь так и не смог: скорее всего, что ему удавались лишь небольшие «прыжки» — поэтому он вскоре был снят с производства. Как всегда — первый блин вышел комом.
2. Летающий автомобиль Джесса Диксона (Jess Dixon’s Flying Auto)
Эту машину можно было бы считать мифом, если бы не фотография, помещенная в газете. Автомобиль Диксона, это скорее не авто, а вертолет (имел две лопасти, вращающиеся в разные стороны), который так же мог кататься по дорогам. Создан в 40-х годах 20-го столетия.
Вертолёт-автомобиль, судя по конструктивным данным, мог развивать скорость до 160 километров в час, был способен лететь вперёд, назад, в стороны и зависать в воздухе. Для начала — очень даже неплохо.
3. Автомобиль Конвэр (ConvAirCar)
Неправ да ли: выглядит как самолет с управляемым шасси, когда тот едет по аэродрому или шоссе. На крышу авто «приклеили» моноплан — и дело в шляпе! Как все просто, но выглядит ужасающе.
Впрочем, это сооружение совершило аж 66 полетов и его с полным основанием можно называть машиной-самолетом. Выпущен был один такой автомобиль класса 116 в 1946 году. Впоследствии его восстановили, заменив двигатели авто и самолета на более мощные, Однако, роковая случайность, когда пилот перепутал показания счетчиков бензина ( у авто — свой бак, у самолета — свой) и машина рухнула, ее производство сняли окончательно.
4. Кёртисс-Райт ВЗ-7 (Curtiss-Wright VZ-7)
Кёртисс-Райт ВЗ-7 был продуктом первой попытки армии США создать летающий автомобиль. В идеале ВЗ-7 должен был быть чем-то вроде летающего джипа. Как и джип, он позволял пилоту преодолевать труднопроходимую местность на земле, но помимо этого, ВЗ-7 мог также и летать. Разработан автомобиль был компанией Кёртисс-Райт, сформированной в результате объединения компании Райт (братья Райт) и авиастроительной фирмой Кёртисс (Гленна Кёртисса). Кёртисс и братья Райт были непримиримыми соперниками со времён зарождения авиации.
ВЗ-7 являлся воздушным судном с вертикальным взлётом и посадкой. Лететь ему позволяли четыре вертикальных пропеллера, которые располагались позади «кабины», которая на самом деле была обычным сидением на открытом воздухе. Для маневрирования пилот должен был изменять скорость каждого пропеллера, что позволяло наклонять воздушное судно вперёд, назад или в сторону. Даже если не учитывать технические аспекты, это судно было очень опасным – ни все пропеллеры были открытыми, и армия перестала финансировать проект в 1960 году, всего через 2 года после его начала.
5. Воздушный джип Пясецки (Piasecki AirGeep)
После того, как проект ВЗ-7 был закрыт, армия США решила попробовать совсем другой прототип: ВЗ-8 ЭйрДжип Пясецки. Стоит помнить, что к тому моменту вертолёты стали достаточно популярными, но как оказалось, военные были заинтересованы в воздушном судне, которое будет меньше чем вертолёт и будет легко управляться людьми без особой подготовки.
До того, как его, наконец, признали «неподходящим для военного использования» было представлено семь различных вариантов ЭйрДжипа, но все варианты основывались на одной и той же идее: два больших вертикальных пропеллера в передней и задней части воздушного судна, сидение пилота посередине и три или четыре колеса для наземного использования. Хотя первая модель была плоской, остальные модели были изогнуты наверх в передней и задней части, в форме буквы V. Военно-морские силы США попытались оборудовать одну из моделей поплавками гидросамолёта, надеясь применить её в море – но от этой идеи в конечном итоге отказались, как и от всей программы.
6. Супер Воздухоцикл (Super Sky Cycle)
Построен в 2009 году и принципом работы напоминает автомобиль Диксона (см. выше). Судите сами: тот же способ управления в воздухе — воздушный руль ссади, складывающийся пропеллер, позволяющий двигаться в как вертолет. В целом — небольшое транспортное средство (2.1 м), которое может поместиться в обычном автомобильном этаже и управлять которым может любой, имеющий лицензию пилота и водительские права.
Баттерфлай Эйркрафт (Butterfly Aircraft LLC) и продаются в качестве наборов «сделай сам». Это может быть и не совсем то, как мы представляем себе летающие автомобили, но по крайней мере они доступны любому, у кого есть лишние 4 тыс. долларов.
7. Переход Terrafugia (Terrafugia Transition)
Пожалуй лишь эту машину, созданную в 2009 году и улучшенной модификацией в 2012, с полным правом можно назвать летающим автомобилем.
Конструкция пригодна для использования на шоссе и может подниматься в воздух с любой взлетно-посадочной полосы и имеет очень элегантный вид. Для полетов пилоту Transition потребуется специальная лицензия. Представители фирмы утверждают, что ее можно получить, пройдя курсы и налетав всего лишь 20 часов.
На дороге Terrafugia Transition — переднеприводный автомобиль, который приводится в движение обычным двигателем внутреннего сгорания. В воздухе машина использует 100-сильный пропеллерный мотор Rotax 912S. Превращение обычного автомобиля в самолет занимает всего 30 секунд — за это время уавтосамолета складываются крылья. Запас хода в воздухе составляет около 724 километров, а максимальная скорость – 185 километров в час. По земле Transition при полностью заправленном баке сможет проехать лишь 105 километров. И то — неплохо.
Разумеется, я привел далеко не все примеры летающих автомобиле, созданных конструкторами 20-го и 21 веков. Среди изобретений есть более удачные, есть менее. Я лишь отразил общую тенденцию развития технологий в этом направлении. Как видим, мечта о автомобильно-самолетном (или вертолетном) гибриде для человечества оказалась вполне осуществимой. По крайней мере к настоящему времени созданы конструкции, которым бы позаывидовал сам Фантомас 🙂
Какими представляются летающие автомобили в будущем? Возможно такими, как можно увидеть в кинофильме «Пятый элемент»:
Или вот так:
Будущее покажет.
