Дождливым апрельским вечером Марлиз Пинкстербоер, дизайнер ювелирных изделий из Амстердама , вздрогнула от громкого грохота. «Как будто обрушилась часть здания», — сказала она. «Это было безумно.»
Было слишком темно, чтобы разглядеть, что произошло, но, открыв утром шторы, она увидела, что улица по другую сторону канала оцеплена. Появилась большая воронка, и рядом с ней обрушился старинный фонарный столб. В яме блестела тележка, пожираемая зияющей ямой.
По ее словам, если бы это случилось днем, «кто-то легко мог бы упасть».
Именно тогда г-жа Пинкстербоер начала беспокоиться о доме у канала 17-го века, в котором она жила. «Неужели однажды этот день рухнет?» — полусерьезно задалась она вопросом, стоя на одной из древних стен из кирпича и раствора, которые выстилают каналы. ее окрестности Groenburgwal, одного из старейших районов Амстердама.
Опасность, конечно, не преувеличена. Амстердам с его живописными каналами, окруженными живописными зданиями XVII и XVIII веков, являющийся основным туристическим центром Европы , медленно разрушается.

Туристические лодки, подобные этим пришвартованным в Амстердаме, больше не могут курсировать по своим обычным маршрутам, поскольку многие каналы заблокированы из-за строительства или закрыты для них.
На его маленьких улицах появляются воронки, и почти половина его 1700 мостов шаткие и нуждаются в ремонте, часто требуя, чтобы трамваи пересекали их со скоростью улитки. По мере того, как начинается грандиозный проект по укреплению стен канала, город начинает выглядеть как одна гигантская строительная площадка.
Фундаментальной проблемой является состояние стен: около 125 миль из них настолько обветшали, что им угрожает опасность обрушиться в каналы, потенциально унося с собой здания и людей.
В прошлом году стена канала возле Амстердамского университета обрушилась без предупреждения, в результате чего канализационные трубы болтались, а рыба, выпрыгивающая из воды, была дезориентирована. К счастью, в это время никто не проходил мимо, но одна из туристических лодок, постоянно курсирующих по каналам, только что миновала.
Как и большая часть Нидерландов, Амстердам находится ниже уровня моря. Построенный на болоте и сильно разросшийся в 17 веке, город стоит на миллионах деревянных свай, служащих фундаментом. Например, Королевский дворец на плотине построен на 13 659 из них. Эти сваи поддерживают практически все в центре Амстердама.

Стальные сваи становятся обычным явлением в Амстердаме, где необходимо восстановить не менее 125 миль стен канала.
Возможно, удивительно, что сваи все еще в относительно хорошем состоянии, но они были спроектированы для другой эпохи.
«В то время они были построены для перевозки лошадей и экипажей, а не 40-тонных цементовозов и другого тяжелого оборудования», — сказал Эгберт де Фриз, олдермен, ответственный за этот грандиозный проект реконструкции. По мере того, как современная жизнь изменила город, многие дома были укреплены цементом и бетоном, но основы улиц и стены каналов были проигнорированы.
Многие деревянные сваи сдвинулись, потрескались или разрушились под давлением, в результате чего мосты и боковые стенки каналов провисали и трескались. Затем вода просачивается внутрь, очищая строительный раствор, разрушая инфраструктуру и создавая воронки.
Добавьте к этому весь трафик, счастливо курсирующий по кольцам каналов 17-го века, где столетия назад Рембрандт шел в свою студию, а Спиноза обсуждал религию. Внедорожники паркуются прямо на краю каналов, а мусоровозы вытеснили лодки, которые раньше собирали мусор. Перед пандемией флотилия туристических лодок пронеслась по каналам, делая крутые повороты, которые создавали турбулентность винта, еще больше разрушая фундамент.
Что-то нужно было делать, и в ближайшее время. «Если бы мы продолжали в том же духе, мы бы направились прямо к катастрофе», — сказал г-н Де Фриз.
По подсчетам экспертов, реконструкция займет не менее 20 лет и обойдется в 2 миллиарда евро, около 2,5 миллиардов долларов, а может, и больше. «Это большие числа, и работа должна проводиться в очень загруженном, густонаселенном районе», — сказал г-н Де Фриз. «Люди здесь живут и работают, а у нас обычно много туристов».
В центре города, в районе Грахтенгордель, сейчас ремонтируют 15 мостов. Некоторые из них закрыты, например, Буллебак , культовый мост и важнейшая часть городской инфраструктуры.
Инженеры пытаются предотвратить обрушение стен канала, к которому подключен мост, и в то же время распутать паутину электрических и интернет-кабелей, телефонных линий и других служб, которые используют мост.
«Это очень сложное вмешательство», — сказал Дэйв Каандорп, строительный подрядчик, работающий над ремонтом. Он действительно заметил один положительный момент, так как каналы внезапно стали использоваться для того, для чего они были предназначены. «Сейчас мы переносим много строительных материалов по воде».
Тем не менее, многие в основном видят обратную сторону всей работы. Вдоль нескольких самых красивых каналов города были вырублены исторические деревья, чтобы уменьшить давление на стены канала. Стальные шпунтовые сваи укрепляют стены, которым грозит неминуемое обрушение. Дайверы и техники с дистанционно управляемыми подводными камерами ищут самые страшные трещины.
«Можно было бы надеяться, что муниципалитет разобрался бы с этим раньше», — сказал Кадир ван Лохуизен, известный голландский фотограф , специализирующийся на изменении климата. Он живет в одном из 2500 плавучих домов в Амстердаме. «Вместо этого они потратили все свои деньги на новую линию метро». Эта линия, линия Север-Юг, протяженностью около семи миль, стоила более 3 миллиардов евро, и на ее строительство потребовалось 15 лет.
Г-ну Ван Лохуизену и 24 другим владельцам лодок вдоль Ваалсейландсграхта недавно сказали, что им придется временно переехать с мест, где они швартовались десятилетиями, чтобы можно было отремонтировать стены канала.
«Некоторые плавучие дома будут временно размещены прямо посреди канала. У других есть шанс, что их лодки больше не будут подходить после установки систем поддержки стен », — сказал он. «Это гигантский беспорядок. Сейчас они строят по два километра в год, а 200 километров нужно отремонтировать. Это может занять столетие ».

Кадир ван Лохуизен и другие владельцы лодок вынуждены временно покинуть места, где они швартовались десятилетиями, чтобы можно было отремонтировать стенки канала.
Олдермен, г-н Де Фрис, признал, что Амстердам в ближайшие годы будет отличаться от своего обычного почтового ящика. Тем не менее, он настаивал на том, чтобы не отговаривать туристов от посещения. «Мы приглашаем всех прийти и посмотреть, что мы делаем», — сказал он. «Мы хотим, чтобы посетители понимали, что такой великолепный город нуждается в ремонте».
Г-жа Пинкстербоер, дизайнер ювелирных украшений, стояла рядом с закрытым мостом у воронки. Маленькие красные пластины были прикреплены к основанию моста и стенкам канала. «Они используют их для измерения с помощью лазеров, если провисание увеличивается», — сказала она. «Это система предупреждения».
Она запела популярную голландскую детскую песню:
«Амстердам, большой город.
Он построен на сваях.
Если город рухнет,
кто за это заплатит?»
