Возможно, мы никогда не узнаем, когда человек вскочил на лошадь и впервые ускакал в закат, но археологи усердно работают, пытаясь понять, как лошади покинули дикую природу и присоединились к людям на пути к мировому господству. Согласно новому исследованию, найдены самые ранние свидетельства верховой езды.

Египетское граффито богини Астарты верхом на лошади, девятнадцатая династия Египта. Это изображение датируется примерно на 1500 лет позже ямных всадников. Обратите особое внимание на довольно коренастую, меньшую и более короткую лошадь по сравнению с современной лошадью. Фото: С. Штайс, Берлин.
Группа ученых сообщает, что люди могли ездить на лошадях еще в 3000 г. до н. э. — примерно за 1000 лет до появления самого раннего известного художественного изображения человека верхом на лошади. Открытие, описанное в исследовании, опубликованном 3 марта в журнале Science Advances , основано на анализе скелетов человеческих останков, найденных в Восточной Европе.
«Я всегда предполагала, что мы найдем его в какой-то момент», — говорит Кэтрин Канн, археолог из Дублинского университетского колледжа, не участвовавшая в новом исследовании, о признаках того, что люди начали ездить на лошадях раньше, чем предполагалось ранее. «Многие из нас подозревали это в течение долгого времени, и то, что это сбылось, действительно интересно видеть — и, безусловно, приятно».
Зачем археологи сосредоточили внимание на человеческих скелетах
На сегодняшний день исследователи собрали лишь фрагментарную хронологию того, как люди использовали лошадей. Примерно к 3500 г. до н.э. люди, по-видимому, доили первых домашних лошадей , что является деликатным процессом, свидетельствующим о том, что животные уже были вполне ручными. Но недавний генетический анализ показывает, что линия современных домашних лошадей не возникла примерно до 2000 г. до н. э. Примерно в то же время начинают появляться колеса колесниц и художественные изображения верховой езды. Оба указывают на использование, для которого потребуются полностью одомашненные животные.
Новое исследование решает эту проблему, сосредоточив внимание на человеческих скелетах. Многие из останков, которые он исследует, принадлежат ямным людям, которых археологи долгое время связывали с лошадьми и которые пронеслись по большей части Евразии от своего происхождения в современной западной России между 3000 и 2500 г. до н.э. соавтор исследования Фолькер Хейд, археолог из Хельсинкского университета. Он отмечает, что влияние группы в Европе продолжается и по сей день, например, в индоевропейских языках, на которых говорят на континенте.
Хейд и большая группа его коллег отправились исследовать ямные курганы или курганы в Восточной Европе. Эти сооружения и содержащиеся в них предметы — единственные оставшиеся следы культуры. Соавтор Мартин Траутманн, антрополог из Хельсинкского университета, был ошеломлен знакомым узором отметин, связанных с частыми поездками верхом на скелете 30-летнего мужчины. Эти паттерны, называемые «синдромом всадника», возникают, когда кости адаптируются к биомеханическому стрессу, вызванному повторяющимися движениями. «Кости — это живая ткань живых существ, — говорит Траутманн. «Вы можете читать истории жизни по костям».
Синдром всадника говорит о многом
Синдром всадника включает изменения в бедренных костях, тазу и нижнем отделе позвоночника. Траутманн видел эти изменения в бесчисленных скелетах гораздо более поздних периодов времени. «Верховая езда — это очень специфический образец биомеханического стресса, — говорит он. «Вы используете группы мышц так, как обычно не делаете при повседневном передвижении».

Деталь всадника, обнаруженная в Маломирово, Болгария. Он отображает типичный погребальный обычай ямной культуры. Радиоуглеродная дата относит его к 30 веку до нашей эры. Фото: Михал Подсядло.
Первоначально Траутманн не решался связать отметины с верховой ездой, но вскоре обнаружил аналогичные узоры на других скелетах того же времени. В целом, в новой статье сообщается о пяти ямных скелетах, демонстрирующих по крайней мере четыре из шести таких черт из общего числа 217 скелетов, включенных в исследование кургана.
Однако не все скелеты сохранились достаточно хорошо, чтобы позволить исследователям оценить каждый компонент синдрома всадника, что привело к некоторым пробелам в их оценках. «Это захватывающая статья. Мне это очень нравится», — говорит Биргит Бюлер, археолог из Венского университета, которая не участвовала в новом исследовании. «Но я был бы осторожен из-за этих отсутствующих критериев».
Есть сомнения: показания косвенны
И поскольку исследование сосредоточено исключительно на человеческих останках, не все убеждены, что анализ показывает, что люди ездили именно на лошадях, несмотря на давнюю академическую связь Ямной с лошадьми. «Эти патологии могут быть полностью связаны с транспортом животных, но я не вижу здесь никаких реальных доказательств того, что они действительно связаны с лошадьми», — говорит Уильям Тейлор, археолог из Университета Колорадо в Боулдере, который не участвовал в новом исследовании. В отличие от верховой езды, ученые не имеют представления о том, какие следы на человеческом скелете может оставить верховая езда на других видах животных.
Траутманн подозревает, что верховая езда на животных, достаточно похожих на лошадей, таких как мулы, оставляет следы синдрома всадника. Хотя его устраивают разбросанные кости лошадей, найденные на стоянках Ямной, он надеется, что когда-нибудь ученые проанализируют эти останки на наличие соответствующих скелетных признаков того, что лошадь регулярно перевозила всадника.
