avtomobil 1
 Электротранспорт в начале 20 века потерял популярность

В современном автомобилестроении все большее развитие в последнее десятилетие получают электрокары (электромобили) — механизмы, использующие электротягу.  Только за прошедший год их количество в мире увеличилось с 340 до 720 тысяч.

Но почему только сейчас, в начале 21 века такого рода автомобили стали набирать популярность? Почему авто с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) со времени их создания заняли главенствующее положение?

Первые электромобили

Вы не поверите, но на заре автомобилестроения в 19 веке, именно электромобили были основным видом подобного транспорта. Собственно, карета, использующая электрическую тягу, а не лошадиную, стала тем первым автомобилем, которую использовал человек.

первые электромобили
Лучшие модели первых электромобилей

Неизвестно, кто точно  был создателем такой кареты. Предполагают, что это мог быть венгр Аньоса Джедлик, шотландец Роберт Андерсон, американец Томас Дэвенпорт… Все эти изобретатели работали над разработкой конструкции повозки на электрической тяге в тот период.

Первые электромобили могли ездить лишь со скоростью 4-5 километров в час, но и это считалось в 19 веке чудом техники! Однако, первые электромобили 30-х годов девятнадцатого века не получили большого распространения и  кареты продолжали возить лошади. Причина — несовершенство аккумуляторов, которые быстро выходили из строя.

Почему вначале электромобили были популярнее авто с ДВС

Но, несколько десятилетий спустя электромобили пережили новый бум. Произошло это из-за того, что была устранена причина несовершенства аккумуляторов: французский ученый Гастон Планте сформулировал принцип работы свинцового аккумулятора, который отличался большей надежностью и удобством заряда. С 1881 года началось промышленное производство таких аккумуляторов, а автомобили на электротяге стали снова популярными.

Авто на электрической тяге в конце 19-го, начале 20 веков были популярнее автомобилей внутреннего сгорания, несмотря на то, что последние быстро усовершенствовались, особенно с появлением качественного жидкого топлива к ним.

Первый серийный автомобиль с двигателем внутреннего сгорания
Автомобиль Бенца, 1885 год. Первый серийный автомобиль с двигателем внутреннего сгорания.

В вышеуказанные годы электрокары выгодно отличались от моделей с ДВС.  Всему виной — главная проблема ДВС: в те годы у них не было электрического стартера для запуска мотора. Водители, знают, что такое ручка для заводки. Именно она служила в качестве механического устройства для запуска двигателей, но она, эта ручка, требовала от водителя недюжинной силы и умения ею пользоваться, что бы запустить двигатель.  Понимание, в какой момент поршни находятся в положении максимального сжатия и когда необходимо резко проворачивать ручку стартера с максимальным усилием, приходило далеко не сразу. И за приобретение этого опыта часто приходилось платить сломанными пальцами и повреждением челюсти.

Банально, но это тот факт, который позволял на рубеже 19-20 веков автокарам иметь значительное преимущество над авто с ДВС.

О популярности электрокаров в то время красноречиво говорят цифры. В начале 20 века по дорогам Нью-Йорка ездило семьдесят тысяч машин на электротяге. Электрокары составляли 38 процентов от общего количества автомобилей, производившихся в те годы в США, 40 процентов составляли авто на электрической тяге, а доля машин, оснащенных двигателем внутреннего сгорания, составляла всего лишь 22 процента. Не обошел бум электротранспорта и другие страны. В 1889 году в Петербурге Ипполитов Романовым был создан первый электрический автобус на 17 человек. И все же авто с двигателями внутреннего сгорания победили…

Что стало причиной победы ДВС в начале 2о века над электрокарами

Внимательный и пытливый читатель наверное уже догадался, что причиной стремительного и уничтожающего удара по электрокарам со стороны двигателей внутреннего сгорания стало изобретение электрического стартера.

Изобретенный в 1912 году электронный стартер помог решить главную проблему машин, оснащенных двигателями ДВС. Благодаря ему зажигание двигателя стало быстрым и абсолютно безопасным процессом. А вот главный недостаток электромобилей так и не был решен. Для увеличения запаса хода и повышения мощности требовалась установка все большего количества батарей, поэтому масса и стоимость электрокаров постоянно увеличивалась и продажи их уменьшались с каждым годом.

Уже к 30-м годам 20 века абсолютное большинство автомобилей на дорогах составляли модели, оснащенные двигателями ДВС. Понадобилось всего 10 лет, чтобы авто с ДВС почти полностью «убили» электромобили в начале 20-го века. И почти 100 лет, что бы развитие  электротранспорта вновь вышло на  арену состязаний с автомобилями работающими на жидком топливе. Кто победит в этот раз? Пока не известно, но предпочтения все больше получают электрокары, хотя бы потому, что они экологически безопасные. Главный их недостатки — мощность и дальность пробега на одной зарядке аккумуляторов, благодаря новейшим технологиям, становятся все менее заметными.

Добавить комментарий